пятница, 31 августа 2012 г.

Специалисты компании Advocard (адвокард): Коэффициент средней продажи


Коэффициент, за который стоит браться, — это средняя продажа (или средний чек). Это самый быстрый способ увеличить продажи, утверждают Специалисты компании Advocard (адвокард)

Клиент купил — предложи еще

Один из наиболее быстрых способов получить дополнительные продажи — это система cross-sell (или допродажа).
Известно, что продать что-то «в довесок» человеку, только что совершившему покупку, на порядок проще, чем новому клиенту. Конечно же, этим надо пользоваться.
Как именно? Начните предлагать клиентам вместе с основной покупкой что-то еще из своих продуктов или услуг. Идеально — делать это с дополнительной скидкой либо бонусами.
Естественно, покупать будут не все, но очень многие захотят приобрести дополнительные продукты или услуги, которые вы им предложите!
Пример: если вы приходите в «Макдональдс» и покупаете напиток, вам к нему обязательно предложат пирожок, картошку или что-то еще. Вы думаете, кассиры в «Маке» делают это из глубокой симпатии лично к вам? Отнюдь. Это четко выстроенная система cross-sell. В «Макдональдсе» знают, что определенная часть людей среагирует на это предложение и купит что-то дополнительно.
Более простой вариант, когда официант в кафе после того, как вы огласили заказ, спрашивает: «Что-нибудь еще?», а еще лучше — предлагает какие-то конкретные блюда из тех, что вы обошли вниманием (например, десерт).
Если вы покупаете какую-то книгу в интернет-магазинах типа «Амазон», вам тут же предлагают приобрести ее вместе с какой-то другой, получив определенную скидку.
Если клиенту, сделавшему заказ, предложить хорошо дополняющий основную покупку продукт за 30–50% от базовой стоимости заказа, в среднем 20–25% клиентов его с удовольствием купят.
Если вы до сих пор этого не делаете, обязательно начните использовать систему cross-sell в своем бизнесе — и очень скоро вы увидите дополнительные продажи, которые даст этот метод. Тем более что от вас он, скорее всего, не потребует никаких дополнительных вложений.

Различные варианты дополнительных предложений

Используя описанную выше технологию, вы можете предложить клиенту, совершающему покупку, следующее:
1. Более дорогой товар.
2. Большее количество товаров.
3. Сопутствующий товар.

Продать более дорогой товар

С помощью этой стратегии можно продавать более дорогие мобильные телефоны и компьютеры, гостиничные номера и туристические путевки, удобрения и саженцы.
Главное — нужно понимать, что когда человек нацелен на покупку, ему просто нужно предложить купить более дорогой товар, а затем кратко объяснить, почему этот вариант лучше (вернее, что клиент выиграет, если его приобретет). Даже если вы станете применять этот прием в такой незатейливой форме, вы скоро убедитесь, что он творит чудеса.
Например, придя в кафе, вы просите кружку кофе, и официант тут же спрашивает: «Большую?» Вы не задумываясь киваете головой и вот вы уже заказали большую кружку кофе, хотя, возможно, перед дверями заведения думали о маленькой. Полагаем, понятно, что для кафе себестоимость большой и маленькой кружки практически одинакова, а вот цена для клиента может запросто отличаться процентов на тридцать-пятьдесят.

Продать большее количество товара

Сразу же приведем пример из жизни, который знаком любому мужчине. Представьте, что вы хотите купить букет роз для своей второй половины. Вы заходите в магазин, выбираете, показываете, что вас интересует, и затем называете количество. Продавец начинает упаковывать цветы, а затем как будто случайно предлагает вам приобрести не пять роз, а девять, мотивируя это скидкой.
Тут вы, поддавшись на эмоциональный всплеск, представляете, как будет удивлена и польщена ваша любимая, и покупаете предложенное количество, после чего с радостью идете на свидание.
Девушка и вправду удивлена, только непонятно — то ли тем, что вы пришли с цветами, то ли тем, что вместо стандартных трех или пяти роз купили девять. Одно вы теперь будете знать точно: здесь была применена стратегия «продать клиенту больше единиц товара».
Точно так же данная стратегия может работать и в вашем бизнесе, просто нужно выполнить три базовых шага:
После того как продажа состоялась, следует предложить клиенту купить больше товара, объяснив это выгодой для него, а затем сделать заманчивое предложение о покупке.
Просто, не правда ли? И ведь работает!

Продать сопутствующий товар

Продолжим примеры с кафе. К вам подошел официант, и вы попросили чашку кофе. Официант повторяет ваш заказ и спрашивает: «Какой десерт вам подать к кофе?» Если вы не знаете, официант с удовольствием подскажет… и вот вы уже едите тирамису.
А сумма вашего чека увеличилась вдвое.
Эта стратегия позволяет легко продавать компьютеры с аксессуарами, машину с кондиционером и сигнализацией, а кухонную плиту вместе с набором сковородок.
Как же увеличить продажи еще больше? Наверное, многие из вас уже догадались, что нередко можно использовать не одну, а сразу две, а то и все три стратегии.
Только представьте, как увеличится прибыль того же цветочного магазина, если продавец будет предлагать каждому клиенту купить не обычные розы по 100 рублей, а более красивые по 120, да еще и вдобавок упакованные не в целлофан, а в цветную сеточку.
А если мы говорим о заказе сигары в ресторане, то официант может предложить рюмку хорошего коньяка и шоколадку на закуску.
Самое главное — пробуйте, экспериментируйте и действуйте!

Базовые решения и дополнительные опции

Основные товары и услуги различных поставщиков обычно похожи. Но предложения, которые вы делаете, могут содержать множество добавочных услуг, программ, систем, условий, увеличивающих ценность основного товара и представляющих дополнительную ценность для клиентов.

Примеры дополнительных опций

Услуги

Выполнение: гарантия доступности, срочная поставка, установка, обучение, техническое обслуживание, утилизация и переработка отходов.
Техническое обслуживание: спецификация, испытания и анализ, поиск и устранение неполадок, калибровка, увеличение производительности.

Программы

Экономические: сроки и условия, скидки, уступки и бонусы, гарантия качества, гарантия возврата, гарантия экономии затрат.
Взаимодействие: рекомендации и консультирование, дизайн, технологическое проектирование, перепроектирование продукции и процессов, анализ затрат и производительности, совместные маркетинговые исследования, совместный маркетинг и реклама.

Системы

Автоматизация: интернет-управление заказами, автоматическое пополнение и планирование ресурсов, компьютерная система управления предприятием или проектом.
Эффективность: интернет-поддержка, экспертные системы и справочники, централизованное управление, системы контроля и быстрого реагирования.
Общепринято объединять дополнительные услуги и основной товар, то есть в предложениях указывается: «Покупая наш товар, вы получаете круглосуточную линию поддержки, гарантию, бесплатную доставку и так далее». В результате, приобретая основной продукт, клиенты обычно получают такие услуги бесплатно и часто без каких-либо ограничений на использование.
Проблема в том, что многим людям такие опции совершенно не нужны, и непонятно, зачем они должны их оплачивать, в то время как другие видят, что не получают необходимые специализированные услуги, за которые готовы заплатить и больше.
И эти услуги вам стоит рассмотреть со следующих точек зрения:
1. В чем состоит их ценность для клиентов?
2. Почему они оказываются ценными для одних клиентов, но не являются таковыми для других?
3. Как они могут стать источником вашего преимущества?
Ключевой момент: даже если большинство требований и пожеланий к вашему предложению у клиентов совпадают, всегда существуют требования, которые различаются. Большинство поставщиков игнорирует такие предпочтения. Но они могут стать источником вашей гибкости и уникальности!
Каким образом это можно реализовать? Разделяйте базовые решения и дополнительные опции.
Базовое решение — это необходимый минимум товаров и услуг, который ценят все клиенты в нише. За счет того, что вы вычеркиваете все дополнительные опции, базовое решение позволяет сделать предложение с очень «вкусной» ценой для тех клиентов, которые хотят получить минимум по минимальной цене.
Далее объединяем ряд точно подобранных опций для каждого базового решения:
1. Они являются усовершенствованием товаров и услуг, которые ценят некоторые, но НЕ все клиенты.
2. Предлагаются индивидуально тем клиентам, которые готовы за них заплатить.
Очень часто некоторые услуги (обучение, установка оборудования, переоснащение и так далее) являются отличными кандидатами на опциональность. Особенно если вы, общаясь с клиентами, слышите от них, что они не очень-то ценят такую услугу.
Тестируете — делаете ее опциональной и платной, и смотрите на реакцию потребителей.

Пример — холдинг, торгующий химикатами для сельского хозяйства

Помимо производства самих химикатов холдинг предлагает массу дополнительных услуг — лабораторную поддержку, консультирование и проведение исследований в рабочих условиях заказчика, специальные семинары и так далее. Это дополнительные и весьма дорогостоящие услуги.
Причем холдинг предлагает множество уровней обслуживания по каждой услуге. Если клиент покупает минимальное количество основных продуктов ежегодно, он получает базовый уровень обслуживания наряду со стандартным предложением.
Если клиент хочет получить дополнительные опции — он либо увеличивает объем заказов, либо оплачивает их отдельно.

Как вывести услуги из базового предложения в опции?

Для новых клиентов проблем нет — можете предлагать им только свежий вариант предложения. Для старых же имеет смысл сделать плавный переход.
Указывайте в счете дополнительные услуги отдельно. Их стоимость равна нулю, но стоит написать с зачеркиванием, чтобы это выглядело подобным образом:
Дополнительная опция 1300 рублей 0
Клиенты привыкают видеть эти услуги отдельно, а не как часть общего пакета. Затем вы выделяете их в отдельные платные опции.
Многие компании не хотят вводить платные опции, боясь потерять клиентов. На самом деле, когда вы делаете базовую версию, которая оказывается заметно дешевле, и при этом предлагаете дополнительные опции, такой шаг позволяет найти новых клиентов благодаря большей гибкости предложения. Плюс это позволяет концентрировать усилия на тех сегментах и покупателях, которые приносят максимальную прибыль.
Часто очень хорошо работает создание нескольких версий продукта, адаптированных под разные типы клиентов:
1. Клиенты, которым важна цена, — базовая версия с минимумом опций и низкой ценой (пример — авиадискаунтеры типа SkyExpress). Часто удается снизить цену на 10–20% и конкурировать уже на ней, с помощью рекламы активно информируя потребителей о том, что у вас самая дешевая бытовая техника.
2. Клиенты, которым важна скорость и доступность, — опции, связанные с быстрой доставкой, постоянной поддержкой (двадцать четыре часа). Пример с дополнительной опцией в виде срочного производства офисной мебели мы уже разобрали.
3. Клиенты, которым важна кастомизация, — опции доработки продукции или услуг под конкретные требования.
4. Клиенты, которым надо срочно решить проблему, — полный спектр услуг.
Если бы не существовало базового решения, то для клиентов первого типа, желающих дешевизны без дополнительных услуг, надо было бы снизить цену на все предложение. Но тогда этого потребовали бы и остальные клиенты, в том числе те, которые пользуются услугами, что оказалось бы, скорее всего, нерентабельно.

Некоторые примеры дополнительных опций

1. Быстрая доставка.
2. Техническое обслуживание (поскольку предлагается не всем, нет необходимости держать большой штат и много оборудования — адаптируем под заказы).
3. Гибкость предложения по объему. Если таковой нет, то клиенты обязаны заказывать товар на полную загрузку автомобиля, целую цистерну или контейнер. Экономия затрат на логистике.
4. Оформление заказов через сайт — дешевле, чем по телефону (клиент делает это сам, сберегаем время работы сотрудника). Экономия на персонале и складских расходах.
5. После согласования дата поставки не может быть изменена без доплаты в размере 5%. Надбавка за срочный заказ 10%, за отмену — пеня 5%. Это позволяет сделать планирование работы более предсказуемым.
6. Условия кредитования — с дебиторкой или без — влияет на оборачиваемость капитала.
7. Кастомизация — стандартный набор (цвет, комплектация и так далее) или под клиента.
8. Гарантия — возможность возврата товара по расширенным условиям.
Основной товар у всех одинаков, разница лишь в дополнительных услугах — на этом можно и нужно играть.
Специалисты компании Advocard (адвокард)
Дата публикации: 28.06.2011
А. Парабеллум
Н. Мрочковский
Глава из книги «Выжми из бизнеса всё! 200 способов повысить продажи и прибыль»
ИД «Питер»

1 комментарий:

  1. Специалисты компании Advocard (адвокард) абсолютно правы. Помню, стажировалась я в компании, занимавшиеся продажами. Там обучали как работать с клиентами. Построена вся система на психологии человека. Один из пунктов заключения сделки был тот самый "довесок".

    ОтветитьУдалить