Начну с того что плох тот маркетолог не уловивший дыхания кризиса еще в начале лета, когда у многих компаний появился не типично глубокий сезонный спад по сравнению с предыдущими годами. Многие просто терпеливо ждали входа в сезон и мечтали о более агрессивном наращивании продаж, когда потребитель станет активным после летнего застоя (я не говорю о водах, соках и мороженном, хотя и у них были определенные трудности). И дождались осень 2008 года, и все дружно невыполнение плана списали на кризис. Очень легко и практично обвинить во всем внешние условия, снять с себя груз ответственности за недополученную прибыль. А ведь все могло бы быть не так драматично, как оказалось, если бы хоть немного больше проницательности было бы у наших стратегов маркетологов.
Мы все пишем замечательные годовые планы развития и активно осваиваем бюджеты и так часто сетуем, ах нам бы еще немного статей расходов осилить и всем будет счастье. Только не понимаю, почему на практике никто не задумывается, а поговорке «Хочешь мира – готовься к войне», и как часто внешние изменения среды застают всех врасплох… И начинается хаос в полном смысле этого слова.
Я не собственник бизнеса и могу поделиться опытом, как избежать паники в кризисной ситуации с точки зрения функционирования департамента маркетинга.
Начнем со святого святых, правильной организации структуры департамента и оптимизации, внешних и внутренних бизнес процессов. Жаль, что многие маркетологи считают своей работой только креативное мышление, да это плюс, но без системности господа в наше время не выживет никто. Ведь будь у вас прописаны все бизнес процессы, и грамотно организован рабочий процесс каждой штатной единицы, вопрос, от какого балласта необходимо отказаться не стоял бы так больно и остро. Все просто и понятно этот процесс мы поддерживаем, а этот замораживаем до лучших времен, а не перебираем человеческие ресурсы, руководствуясь личными предпочтениями. Ведь не в зависимости от того, есть ли вы еще в компании, все процессы должны функционировать всегда. Это хороший опыт западных компаний, который так тяжело осваивается на постсоветском пространстве.
И теперь самое главное, собственно прямая функция маркетинга – развитие компании и рынка. Словосочетание диверсификация рисков, знаем все, а как правильно применять это на практике умеют не все специалисты. И не мудрено, в спокойные времена маркетологи восседают на лаврах и не думают о сбалансированности портфеля компании, не задумываются о развитии новых рыночных сегментов, а об оптимизации издержек и оценке эффективности своей деятельности не думают и подавно. Так вот риски связанные с внешними условиями можно нивелировать, если у вас грамотно построен портфель услуг или продуктов, вы управляете доходностью портфеля и умеете правильно распоряжаться маркетинговым бюджетом. Сосредоточьтесь на своем продукте, оптимизируйте всю линейку, но не забывая что мультисистема построения портфеля, всегда более выгодна для бизнеса. Занимайтесь продвижением продукции в товаропроводящих цепочках, и используйте упаковку, как рекламную площадь, для общения с потребителем. И самое главное не уйти с полки, потому что в таком случае война будет проиграна. Это задача номер один! Согласна не у всех есть стратегический инвестор, понимающий важную роль длинных денег, но даже за неимением такового, всегда есть возможность сжаться и оптимизироваться, но выжить, чтобы выжил продукт. Вспомните хотя бы пример ТМ «Сандора», показательный во всех аспектах, как лихо благодаря кризису десятилетней давности и грамотной стратегии развития, торговая марка, на текущий момент, занимает лидирующие позиции на рынке.
Потому что именно такое смутное время рождает новых лидеров сегментов и рынков!
Специалисты компании Advocard (адвокард)
Алена Профир
Комментариев нет:
Отправить комментарий