вторник, 11 сентября 2012 г.

Специалисты компании Advocard (адвокард): Как себя усовершенствовать: успешное разрешение различных ситуаций


Матрица Эйзенхауэра

Как научиться работать эффективнее

Американскому президенту Дуайту Д. Эйзенхауэру приписывают такие слова: «Самые срочные решения редко бывают самыми важными». Он считался непревзойденным мастером управления временем, иными словами, умел все делать вовремя. С помощью метода Эйзенхауэра вы научитесь отличать важное от срочного. Не имеет значения, какие задания лягут на ваш рабочий стол, — всегда сначала рассортируйте их по модели Эйзенхауэра, а потом решите, когда что делать. Зачастую мы чересчур фокусируемся на делах «срочных и важных», то есть на тех, которые должны быть выполнены немедленно. Спросите себя: когда я сделаю важные, но не срочные дела? Когда найду время выполнить важные задания, чтобы они не успели превратиться в срочные? В этом поле находятся стратегические долгосрочные решения.
Другой метод оптимального распределения своего времени приписывается мультимиллионеру Уоррену Баффетту: составьте список дел, которые вы хотите сделать сегодня. Начинайте с задания, расположенного первым. Лишь выполнив его, переходите к следующему. Сделанные дела вычеркивайте.

Впишите задания, которые вам нужно выполнить в ближайшее время

SWOT-анализ

Как найти подходящее решение

С помощью SWOT-анализа вы можете оценить сильные (Strengths) и слабые (Weaknesses) стороны, возможности (Opportunities) и риски (Threats) того или иного проекта. Эта модель восходит к исследованиям Стэнфордского университета 1960-х годов, в ходе которого изучались наиболее успешные компании США. Результат был таков: разрыв между планами компаний и их конкретным осуществлением составлял 35%. Проблема заключалась не в низкой компетентности сотрудников, а в нечетко поставленных задачах. Многие сотрудники вообще не представляли, что и зачем они делали. В итоге ученые разработали систему SWOT-анализа, чтобы помочь участникам того или иного проекта получить более ясное представление о нем.
На практике целесообразно не просто формально заполнить графы SWOT-анализа, а задаться вопросом: каким образом максимально использовать свои сильные стороны и компенсировать слабые (если не свести их на нет)? Как максимально использовать свои возможности? Как защитить себя от риска?
Самое интересное в SWOT-анализе — его разносторонность. Его можно применять как в решениях, связанных с бизнесом, так и при анализе личных вопросов.
Решение-то у меня есть, но оно не подходит к этой проблеме.

Вспомните о самом крупном проекте в вашей жизни, в котором вы принимали участие. Подумайте над тем, как бы вы заполнили графы SWOT-анализа тогда. Сравните с тем, как бы вы сделали это сегодня

Матрица BCG

Как правильно оценить затраты и доходы

В 1970-е годы Бостонская консалтинговая группа разработала метод, позволяющий проверить ценность портфельных инвестиций в то или иное предприятие. Матрица выделила четыре разных «типа» хозяйствующих субъектов:
«Дойные коровы»: «денежные мешки», владеют большой частью рынка и показывают низкий рост. Это означает: стоят мало, приносят много. Консультанты рекомендуют: доить.
«Звезды»: «желанные дети», высокая доля рынка, высокие темпы роста. Впрочем, рост съедает деньги. Есть надежда, что из «желанных детей» они превратятся в «дойных коров». Консультанты рекомендуют: инвестировать.
«Темные лошадки»: «проблемные дети», имеют высокий потенциал роста, но владеют небольшой долей рынка. Изрядная (финансовая) поддержка, уговоры и увещевания могут сделать из них «звезд». Консультанты полагают: решение будет непростым.
«Собаки»: «мертвый груз», деловые сферы с малой долей участия в насыщенном рынке. «Собак» следует держать в инвестиционном портфеле лишь в том случае, если вы рассчитываете на какую-то иную выгоду, кроме финансовой (проекты, работающие на ваш имидж, или дружеские услуги). Консультанты рекомендуют: ликвидировать.
Миллиардеры — это люди, которые тоже когда-то начинали как простые миллионеры.
Джерри Льюис

Расположите ваши финансовые продукты, инвестиции или проекты в матрице. Оси указывают темпы роста рынка и долю рынка

Матрица управления портфелем проектов

Как научиться держать все в поле зрения

Вы одновременно заняты в нескольких проектах? Тогда вы многостаночник, или «слэшер». Это понятие было введено в оборот нью-йоркской писательницей Марси Албохер и подразумевает новую категорию людей, которые на вопрос «Чем вы зарабатываете на жизнь?» не могут дать однозначного ответа.
Предположим, вы учитель/музыкант/веб-дизайнер. Многосторонность — привлекательная вещь, но как совместить все ваши виды деятельности?
Чтобы держать все в поле зрения, вам следует классифицировать все свои проекты, как профессиональные, так и личные, с помощью матрицы управления портфелем проектов. Рассортируйте свои проекты, исходя из двух факторов — затрат и времени. Наш совет: оценивая затраты, имейте в виду не только деньги, но и такие ресурсы, как вовлеченные в ваши проекты люди, потраченную энергию, психологическую нагрузку и т.п.
Время и затраты — это всего лишь два примера. В качестве осей вы можете рассматривать собственные параметры, имеющие отношение к конкретной ситуации; например, ось Х могла бы называться: «Насколько проект помогает в достижении моей главной цели», а ось Y — «Многому ли меня научит этот проект?». А теперь расположите проекты в матрице, ориентируясь на оси «Продвижение к цели» и «Познавательность».

Как следует толковать результаты:

а) Отклоняйте проекты, которые не дают познавательного эффекта и не соответствуют вашей главной цели.
б) Проекты с высоким познавательным потенциалом, но не имеющие отношения к вашей мечте, интересны, но не способствуют ее воплощению. Попробуйте так изменить проект, чтобы он работал на вашу цель.
в) Проект соответствует вашей мечте, но не несет для вас ничего нового. Поищите кого-нибудь, кто бы смог выполнить его вместо вас.
г) Проект учит новому и продвигает вас к заветной цели? Поздравляем! Это то, что надо!
Старайтесь должным образом завершать ваши проекты. Даже безуспешные.

Внесите ваши актуальные проекты в матрицу. Как они вписываются в бюджет и временнЫе рамки?

Модель Джона Уитмора

Как узнать, что вы преследуете правильную цель

Поставив перед собой какую-нибудь задачу, вы должны отличать окончательные цели от промежуточных действий. Окончательная цель — это ваша мечта, например: «Я бы хотел пробежать марафон». Промежуточные действия — это шаги на пути к окончательной цели, что-то вроде: «Я хотел бы каждое утро бегать по полчаса».
Запишите свою цель на бумаге и шаг за шагом проверьте, соответствует ли она четырнадцати требованиям предлагаемой модели.
Еще несколько замечаний: если цель недостижима, у вас нет никакой надежды, а если она не является для вас вызовом, у вас не будет мотивации. В случае, если четырнадцать шагов потребуют от вас непомерных усилий, соблюдайте, формулируя свою цель, по крайней мере следующее основное правило:
KISS — Keep It Simple, Stupid! (Не усложняй, тупица!)
Самая большая опасность для большинства из нас — не то, что наша цель чересчур высоко и мы промахиваемся, а то, что она слишком низко и мы достигаем ее.
Микеланджело

Сформулировав цель, проверьте, соответствует ли она 14 приведенным здесь требованиям*

Модель «Резинка»

Как вести себя, оказавшись перед дилеммой

Знакома ли вам такая ситуация? Друг/сотрудник/ клиент собирается принять решение, способное кардинально изменить его будущее: поменять работу, переехать в другой город, досрочно уйти на пенсию. Аргументы «за» и «против», казалось бы, уравновешивают друг друга. Как помочь ему решить эту дилемму?
Нарисуйте модель «резинки» и попросите сомневающегося ответить на вопросы «Что меня удерживает?» и «Что меня притягивает?».
На первый взгляд, этот метод напоминает вариант поиска ответов на вопрос «Какие доводы «за», а какие «против»?». Однако между ними есть разница. Вопросы «Что меня удерживает? / Что меня притягивает?» сформулированы позитивно и, следовательно, отражают ситуацию, в которой оба варианта ответов могут быть привлекательными.
Умиротворенность следует за любым решением, даже за неверным.
Рита Мэй Браун

Если вы должны сделать выбор между двумя равнозначными вариантами, задайте себе вопросы «Что меня удерживает?» и «Что меня притягивает?»

Модель «Обратная связь»

Как научиться правильно воспринимать комплименты и критику

Обратная связь — один из самых щекотливых моментов в группах. С одной стороны, можно легко ранить людей, а с другой — от фальшивых комплиментов мало пользы. Зачастую комплименты делают нас самодовольными, а критика уязвляет самолюбие и способна спровоцировать на неверные поступки.
От однозначного вопроса «Что, по-твоему, хорошо, а что плохо?», скорее всего, пользы не будет. Лучше спросить: «Как мне отнестись к этой критике?» Иными словами, что можно оставить так, как есть, а что нужно изменить, хотя до этого все было хорошо?
Важно не просто установить, что не получилось, но и уяснить, нужно ли на это реагировать и каким образом. Модель поможет вам «рассортировать» критику и использовать ее в качестве руководства к действию.
Кроме того, честно спросите себя: какой успех или неудача были, собственно говоря, делом случая? Выиграл ли я матч лишь потому, что мяч случайно влетел в ворота? Или: действительно ли я заслужил этот комплимент?
Следи за своими мыслями, они станут твоими словами.
Следи за своими словами, они станут твоими поступками.
Следи за своими поступками, они станут твоим характером.
Следи за своим характером, он станет твоей судьбой.
Из Талмуда

Рассортируйте полученную вами «обратную связь»: к какому совету вы хотите прислушаться? Какая критика побуждает вас к действиям? Какое предложение намерены проигнорировать?

Модель «Генеалогическое древо»

Какие из деловых контактов вам стоит поддерживать

Эта модель базируется на основополагающей человеческой потребности в социальной самоидентификации. В данном случае подразумевается верность определенным маркам и брендам, группе или же семейству. Кроме того, человек испытывает желание рассказать об этом другим. Традиционные модели, выявляющие приверженность маркам и брендам, часто служат скорее для оправдания совершенных затрат или принятых решений, нежели для трезвой оценки избранных стратегий. Как выяснить отношение клиента к вашему товару? Вместо комплексных опросов покупателей данная модель предлагает задать клиенту один-единственный вопрос: кто порекомендовал ему этот продукт и кому бы он порекомендовал его в свою очередь? На основе ответов можно выделить три группы респондентов: это промоутеры, пассивно довольные и критики. Соотношение промоутеров и критиков и есть мерило успеха. Изобразите сеть вашей клиентуры или портфель в виде генеалогического древа. Теперь видно, благодаря кому или чему тот или иной покупатель стал вашим клиентом.

Подсказка в интерпретации

Чем больше генеалогических древ вам приходится рисовать, тем более разветвленными являются ваши клиентура или портфель. Ветви с непропорционально большим количеством отростков нуждаются в особом уходе. Они представляют риск чрезмерной концентрации и могут легко надломиться.
У вас нет клиентов? Допустим. Приглядитесь к кругу ваших знакомых. Кто познакомил вас с большинством ваших друзей? Вы все еще поддерживаете отношения с этим человеком?

Нарисуйте генеалогическое древо своих знакомств: кто познакомил вас с вашими друзьями? Или: через кого вы вышли на ваших клиентов?

Морфологический анализ и SCAMPER

Как быть креативным

Инновация обозначает не только что-то абсолютно новое. Это и по-новому скомбинированное уже существующее. Но как это сделать?
Идея морфологии заключается в исследовании родственных структур. В 1930-е годы швейцарский астрофизик Фриц Цвикки, работая в Калифорнийском технологическом институте, предложил свой метод систематизированных решений проблем и назвал его «морфологический анализ». Основной принцип морфологического анализа состоит в систематическом исследовании всех мыслимых вариантов, вытекающих из закономерностей строения (морфологии) совершенствуемой системы. То, что Цвикки первоначально использовал в самолетостроении, впоследствии нашло применение также в маркетинге и в развитии новых идей в целом.
Вот как функционирует этот метод. Чтобы, к примеру, создать новый автомобиль, выписываются все необходимые параметры, к каждому подбирается как можно больше вариантов их достижения. Это предполагает наличие как профессиональных знаний, так и креативного воображения, поскольку речь идет о том, чтобы сотворить нечто новое из уже известного. В результате возникает таблица (впрочем, морфологический анализ может проводиться и в четырех измерениях).
Дальше начинается обсуждение: требуется, например, внедорожник с наличием спортивных опций, но при этом машина должна быть экономичной и недорогой в производстве. Какие исходные идеи отвечают этим требованиям? Соедините линией свои пожелания. В итоге вы увидите, какие концепции максимально соответствуют машине вашей мечты.
Наряду с морфологическим анализом, вдохнуть новую жизнь в уже существующую идею или продукт вам поможет контрольный список SCAMPER Боба Эберле. Он представляет собой хитроумно сведенную к семи главным вопросам анкету, разработанную Алексом Осборном, одним из основателей известного рекламного агентства BBDO (название представляет собой аббревиатуру, состоящую из инициалов основателей агентства — Баттена, Бартона, Дерштайна и Осборна).
  • Substitute? — заменить людей, компоненты, материалы.
  • Combine? — скомбинировать с другими функциями или вещами.
  • Adapt? — приспособить функции или внешний вид.
  • Modify? — изменить размер, форму, тактильное восприятие или акустику.
  • Put to other use? — предложить иное применение.
  • Eliminate? — упростить, убрать лишнее, свести к минимуму.
  • Reverse? — изменить порядок, предложить противоположное использование.
Задача не в том, чтобы увидеть то,
чего еще никто не видел,
а подумать о том, о чем еще никто не думал.
Артур Шопенгауэр

* Начальные буквы всех требований составляют слова: SMART, PURE, CLEAR — то есть цель должна быть разумной, безупречной и ясной. — Примеч. переводчика.
специалисты компании Advocard (адвокард)
Дата публикации: 12.03.2012
Автор Микаэль Крогерус
Роман Чеппелер

Глава из книги «Книга решений. 50 моделей стратегического мышления»
Издательство «Олимп-Бизнес»

1 комментарий:

  1. Привет!Я всегда когда хочу добиться успеха перед собой поставляю цель надо идти перед, и соединяю линий моего пожелания.Это дает мне новую жизнь и вдохнвление.А есть уникалный бизнес метод для мотивации сотрудников?И к я согласна что надо моменять отнощение к критке.

    ОтветитьУдалить